Информация экспертов

Костров Александр Валерьевич, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права ЮИ ИГУ:

Мыс Бурхан (Шаманский мыс)

Мыс Бурхан, находящийся на западном берегу байкальского острова Ольхон, представляет собой природный, исторический и культурный памятник, широко известный как в России, так и за рубежом. Он стал символом красоты природы богатого края и его визитной карточкой. Последователи восточно-азиатских религиозных традиций почитают его как одну из девяти святынь Азии. Это сокровище мирового масштаба, хранителем которого является наша страна.

Исключительность мыса определяется его положением на уникальном острове Ольхон посреди всемирно известного озера Байкал. Поэтому особая красота природы и энергетика озера и острова на этом мысе чувствуются особенно сильно. Особые возвышенные чувства испытывает любой, кто оказывается в этом месте. Не случайно местные народы издревле почитают мыс Бурхан как вместилище сакрального и культовый центр.

История использования мыса Бурхан людьми простирается на тысячелетия. Человек здесь общался с духами природы и с духами предков, молился богам и развивал свою духовную и материальную культуру. Свидетельством тому является найденный здесь археологический комплекс, включающий в себя объекты, датируемые от неолита (V-III тыс. лет до н.э.) до XX в. В него входят: культовое место пещера «Шаманская» («Бурхан»), наскальные изображения («Бурхан I», «Шаманский мыс III») и тибетские надписи («Бурхан II»), могильник («Шаманский мыс I») и стоянка («Шаманский мыс II»). Если тибетская надпись датируется XVIII-XIX вв., то остальные объекты являются более древними. Так, могильник относится к неолиту и бронзовому веку, стоянку использовали от неолита до позднего железного века (то есть от V тыс. лет до н.э. до I тыс. н.э.), а шаманскую пещеру использовали от неолита до XX в. Уникальность этого археологического ансамбля привела к тому, что постановлением Совета Министров РСФСР №624 от 4.12.1974 г. за ним был закреплён статус памятника федерального значения.

Став ещё в древности знаковой частью культурного ландшафта, мыс Бурхан и в более позднее время не потерял своего важного значения. Для эвенков и бурят, кочующих по территории Байкальской Азии, он был и остаётся особым священным центром. Местные шаманисты считают его местом обитания главного из 13 Хаатов (духов-хозяев местности), посланных Небом для защиты людей. Поэтому здесь традиционно проводятся шаманские обряды, призванные обеспечить связь людей с трансцендентным, а также строго регламентируется режим посещения этого святого места людьми. Так, сам мыс и пещеру, находящуюся в его скале, могут посещать только шаманы, а при посещении близлежащей местности обычными людьми рекомендуется выражать почтение, не шуметь и не мусорить.

Для буддистов это место также является сакральным. Согласно традиции, на Ольхоне и на мысе Бурхан обитает божество Жамсарай. Поэтому здесь осуществляется поклонение и проводятся службы, призванные гармонизировать человека и вселенную, а рядом с элементами шаманской культуры можно увидеть атрибуты буддизма.

Христиане, мусульмане, представители других религий и атеисты, в силу сложившейся многовековой традиции взаимоуважения культур и религий, почтительно относятся к этому святилищу и посещают его окрестности в культурно-познавательных и рекреационных целях. Поэтому мыс Бурхан стал многозначительным символом Ольхона и Байкала, войдя, таким образом, в культуру и став объединяющим достоянием всех народов, проживающих в Байкальской Сибири и за её пределами.

Рост интереса к природе озера Байкал и культурно-историческому наследию местных народов, а также развитие внутреннего и внешнего туризма, привели к возможности прикоснуться к этому уникальному природному и культурному святилищу многим людям. Вместе с тем рост посещения привёл к ряду проблем, которые современное поколение должно незамедлительно решить. В целях сохранения этой природной, исторической и культурно-религиозной ценности, необходимо организовать благоприятный режим ее посещения. При разработке такого режима необходимо учитывать два, казалось бы, взаимоисключающих направления:

I. Сохранение природного, исторического и культурного компонентов мыса Бурхан, основанное на реализации государственной политики, действиях муниципалитета, традициях местных народов и потребностях посещающих людей;

II. Обеспечение организованного доступа для удовлетворения эстетико-экологических, рекреационных, культурных и религиозных потребностей местного населения и гостей острова Ольхон.
Реализация режима посещения мыса Бурхан требует консолидации потенциалов разных групп и представителей общества, муниципальной, региональной и федеральной власти. Объединяющим началом этого процесса должна стать ответственность за общее природное и культурное наследие, которое мы должны сохранить для себя и потомков.

Скачать (pdf)