Тропа Шамана

Сакральное место – «Мыс Бурхан»

«МЫС БУРХАН – ГЛАВНОЕ СВЯТИЛИЩЕ»

Остров Ольхон – это географический центр этнической территории бурят, он изобилует сакральными объектами общебурятского значения, поэтому современные шаманы Республики Бурятия в конце XX века официально признали остров «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят». В силу своей изолированности, Ольхон в центре Байкала стал последним оплотом шаманов Северной Азии. На него сбегали монгольские шаманы во время преследования их в эпоху Чингисхана и Хубилай-хана в XII-XIII вв. и позже бурятские шаманы – во время распространения ламаизма в Бурятии от гонений буддийский лам в XVII-XVIII вв.

«СКАЛА ШАМАНКА – ОДНА ИЗ ДЕВЯТИ СВЯТЫНЕЙ АЗИИ»

Одним из основных сакральных мест острова является скала Шаманка (Шаман-скала) и весь Мыс Бурхан. Скала Шаманка, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась «камень-храм»), является культовым местом для людей, исповедующих шаманизм, буддизм. Её описывают как Храм под открытым небом, место Сильной энергетики. Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком –мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды.

«СЭРГЭ»

На мысе расположены сэргэ – столбы для коновязи. Установление сэргэ имело символическое значение: это моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека – в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом оно стояло у каждой юрты, «ибо пока стоит сэргэ – жива семья». Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно само не придёт в негодность. Сэргэ символизировало древо жизни, мировое дерево, объединяющее 3 мира. На столб наносились 3 кольцевые канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя – для лошадей обычных земных людей, нижняя – для лошадей представителей подземного мира. Сэргэ встречаются на бариса (сакральное место, где производится приношение духам), вблизи дорог и юрт. На Мысе Бурхан установлено 13 сэргэ по количеству северных небесных повелителей – нойонов, сыновей божественных тэнгриев.

«… НА ТОГО ОБРУШИТСЯ КАРА»

Самый главный из нойонов, старший и самый сильный Хан Хутэ-баабай, избрал местом пребывания пещеру в Шаман-скале, став хозяином острова, защитником и покровителем всей шаманской религии северного толка. Никто не имел права близко приближаться к местожительству духа-хозяина Ольхона. «Кто приблизится к Шаман-скале без разрешения духа-хозяина, на того обрушится кара», – так говорят шаманы.

«СВЯЩЕННЫЙ ШАМАНСКИЙ ЛЕС»

Рядом с мысом находился Шаманский лес, где сжигали и хоронили шаманов. В этом лесу ни один бурят не решался охотиться, так как все животные, живущие в этом лесу, принадлежали хозяину острова. Шаманский лес, согласно воспоминаниям жителей Хужира, существовал вплоть до 30-х годов XX века. Древние священные деревья были использованы для строительства посёлка Хужир. Уничтожение леса означало разрушение природной защиты территории от ветров и солнца, уход влаги, что послужило причиной эрозии почвы, гибели редких растений, образования оврагов.